Галерея Колонна: часть I

Из этой статьи вы узнаете историю древнейшего римского рода Колонна. Я расскажу вам про дворец, принадлежащий и в настоящее время потомкам этого знатного семейства, а также про частную коллекцию семьи Колонна и обязательно покажу фотографии.

В Риме находятся такие известные дворцы – музеи, как галерея Боргезе, галерея Дория Памфили, дворец Барберини. Ух, даже дух захватывает. Но сегодня я хочу рассказать про дворец и коллекцию семьи Колонна. И мой рассказ будет неполным без истории самого этого рода, тем более, у меня «пунктик» по поводу знати и «голубой» крови. Мое воображение будоражит мысль о том, что и сегодня, гуляя по улицам Рима, можно встретить потомков Барберини, Орсини и прочих благородных семейств.

Итак, сегодня рассказываю о семье Колонна. Этот род уходит своими корнями в далекое прошлое, в XI-XII века, тогда в небольшом городке Колонна недалеко от Рима жил Пьетро, который и считается родоначальником всей семьи Колонна. Фамилию они как раз взяли от этого городка, в котором он жил. Хотя я слышала и другую версию по поводу их фамилии, что якобы они стали так называться от колонны императора Траяна, рядом с которой был их дворец в Риме. Дворец и сегодня находится на том же самом месте – действительно недалеко от колонны Траяна. Но мне все-таки кажется более правильной первая версия.

Получается, что с XII века история этого рода насчитывает девять столетий, и кровные потомки Колонна живут и сегодня в семейном дворце в центре Рима. Среди членов этой семьи были знаменитые военачальники, сенаторы, дамы и кавалеры искусства, 22 кардинала и даже Папа Римский. Этот род может «похвастаться» и беатифицированной Маргаритой Колонна, которая жила в XIII веке, и в 1848 году Папа Римский Пий IX причислил ее к лику местных святых. 

Один из представителей этого рода, Оддоне Колонна, в 1417 году был избран Папой Римским с именем Мартин V. 

В период с 1420 по 1431 год дворец Колонна был дворцом Папы Римского.

В XVI веке жила Виктория Колонна, которая была подругой, музой и платонической любовью Микеланджело. 

И сам великий Микеланджело когда-то бывал у нее в гостях и ходил по залам этого дворца, который сегодня можете посетить и вы. 

В XVI веке блеснул Маркантонио II Колонна – военачальник и победитель морского сражения при Лепанто, а по совместительству племянник Виктории Колонна (музы Микеланджело).

Битва при Лепанто состоялась 7 октября 1571 года и считается самой кровопролитной в истории морских сражений. Союзный Испано-венецианский флот нанес сокрушительное поражение флоту Оттоманской империи, таким образом, положив конец почти вековому господству турок в Средиземном море. Силы объединённой Священной лиги представляли собой самый сильный и многочисленный флот, который когда-либо видела Европа. Не буду перечислять число участвовавших кораблей, скажу только, что в этом сражении участвовал Мигель Сервантес, будущий автор «Дон Кихота», а 12 папских галер возглавлял адмирал Маркантонио II Колонна:

Во дворце Колонна своды расписаны фресками, прославляющими победу над турками и изображающими Маркантонио II как настоящего героя.

А также обратите внимание на эти потрясающие консоли:

Видите, у них ножки сделаны в виде покоренных турок?! Опять же намекая на победу в сражении при Лепанто.

В 1556 году Маркантонио II Колонна женится на Феличе Орсини, чтобы скрепить перемирие между этими двумя знатными родами, заключенное в 1511 году после двух веков кровопролитной борьбы за власть в Риме. 

Феличе Орсини:

Маркантонио II Колонна:

В этом браке рождается Костанца Колонна – покровительница и большая ценительница Караваджо. И 29 мая 1606 года после потасовки и убийства Рануцци Томассони сам Караваджо спрятался в этом дворце. И именно Костанца помогла ему бежать от гнева Папы Павла V Боргезе из Рима в Неаполь. 

В XVII веке семья Колонна может похвастаться такими представителями своего рода, как Филипп I – сын Фабрицио и Анны Борромео (сестра причисленного в XVII веке к лику святых Карло Борромео), кардинал Джироламо I – основатель фамильной галереи, Лоренцо Онофрио Колонна – муж внучки Мазарини, а также Филипп II. Они были коллекционерами, дипломатами и меценатами. Именно в этот период дворец был кардинальным образом отреставрирован и превращен в роскошную римскую резиденцию с богатейшей коллекцией картин, статуй, предметов декора и мебели.

В XVIII веке Фабрицио III Колонна женится на Катерине Дзеффирине Салвьяти, от этого брака родилось шестнадцать детей! Представляете?! Двое из этих детей стали кардиналами. Их внук Филипп III женится на Катерине Савойской, во все времена сильнейшие кланы заключали выгодные браки, чтобы укрепить свою власть и состояние. 

В XIX веке один из потомков этого семейства, а именно Просперо Колонна, три раза подряд получил мандат мэра города Рима. Таким образом, мы видим, как менялись на протяжении веков приоритеты и цели людей. Из военачальников они становятся меценатами и покровителями искусства, а потом начинают занимать административные должности в Риме, подстраиваясь под меняющиеся реалии. 

Последним запомнившимся представителем рода была женщина — Изабелла Колонна, скончавшаяся в глубокой старости в 1984 году. Колонна она стала, когда в 1909 году вышла замуж за очередного (я уже сбилась со счета) Маркантонио Колонна. А вообще-то она была гречанкой из Ливана, претендовавшей на то, что корни ее рода уходят в Византию. Так в ее лице встретились две римские империи.

Во времена Муссолини она создала аристократический салон, куда стремились попасть все. После войны Изабелла не только сохранила это положение, а укрепила его, несмотря на смерть мужа в 1947 году.

Именно тогда ее стали называть второй королевой и по-прежнему все, в том числе и политики, рвались в ее салон, где люди пытались сделать вид, что не было двух мировых войн и тихо продолжается XIX век.

В настоящее время во дворце живет внук Изабеллы – принц Просперо Колонна, гуляя по залам галереи, можно встретить самого хозяина.

Посетив дворец, вы увидите невообразимо прекрасный зал, где была снята финальная сцена «Римских каникул», и многое другое.

Давайте виртуально погуляем по залам вместе и посмотрим, на что надо обратить особое внимание. Кстати, если вы хотите посетить Галерею Колонна вместе со мной, то пишите мне на электронную почту, WhatsApp, Viber или Telegram.

Первый зал, куда мы попадаем, называется Зал колонны, которую мы можем увидеть в центре.

Колонна сделана из красного мрамора и возвышается на пьедестале, намекая на геральдический символ семьи Колонна.

В этом зале хорошо представлены работы маньеристов. Такое название получили художники, которые подражали манере Рафаэля и Микеланджело. Обратите внимание на картину Бронзино, на которой изображены Венера, Купидон и Сатир:

Также мне понравилась работа Микеле ди Ридольфо дель Гирландайо "Ночь":

Источником вдохновения для этой картины послужила скульптура Микеланджело "Ночь", которая находится в капелле Медичи во Флоренции (на фотографии - скульптура слева):

Спускаясь по ступенькам в Большой зал, обратите внимание на пушечное ядро:

Оно прилетело прямо в это место в 1849 году, когда в Риме воевали между собой поддерживающие Папу Пия IX французы и гарибальдийцы – республиканцы, пытавшиеся создать и удержать Римскую республику.

Большой зал – это самое сердце коллекции семейства Колонна:

Полюбуйтесь без всякой спешки находящимися здесь шедеврами.

Над этими прекрасными зеркалами трудились вместе сразу три художника: Марио дей Фьори, Джованни Станки и Карло Маратта:

На фотографии только одно, но на самом деле в галерее их несколько.

В Большом зале можно полюбоваться картинами Гверчино, Тинторетто, Гвидо Рени, Джованни Ланфранко и многих других известных художников. Франческо Альбани:

Бассано:

Антонио Герарди:

Все семейство Гонзага в сборе:

А теперь пойдемте в Зал пейзажей, который получил такое название, так как в нем находятся потрясающие работы Гаспара Дюге. Мне этот художник – пейзажист XVII века очень нравится. Я всегда любуюсь его шедеврами в галерее Дория Памфили, когда делаю туда экскурсии для моих туристов. 

В этом же зале можно и нужно полюбоваться шкафчиком из черного дерева, украшенного вставками из слоновой кости, работа немецких мастеров – братьев Steinhart:

Его украшают сцены из Ветхого и Нового Завета, сделанные из слоновой кости:

А в центре воспроизведена фреска Микеланджело из Сикстинской капеллы – Страшный Суд:

Напротив «живет» еще один шкафчик, сделанный из сандала с инкрустацией из твердых пород камня: 


А в следующем зале находится самая известная картина этой Галереи – Il Mangiafagioli кисти Аннибале Карраччи:

Дословно на русский язык ее название можно перевести как «Пожиратель фасоли», но в Википедии этот шедевр называется «Любитель фасоли». Посмотрите, как художник правдоподобно и несколько иронично изобразил крестьянина XVI века во время его трапезы: глаза навыкат, на бороде повисли остатки пищи, он весь поглощен процессом поедания своего блюда.

В этом же зале можно увидеть картину «Время похищает красоту» кисти Кавальер д’Арпино, Франческо Альбани «Похищение Европы», Перуджино «Святой Иероним, раскаявшийся в пустыне».

Сейчас я вас приглашаю пройти в Тронный зал, посвященный Оддоне Колонна, который 11 ноября 1417 года был избран Папой Римским и взял себе имя Мартин V в честь Святого Мартина (день памяти которого как раз отмечается 11 ноября).

В течение своего папства, которое продолжалось до 1431 года, Мартин V жил в этом дворце. Повернутый к стене трон использовался для приемов Римских Пап, в привычку которых до 1870 года входила традиция иногда посещать дворцы римской знати. 20 сентября 1870 года войска короля Виктора Эммануила II взяли Рим, Папская область прекратила свое существование, а Папы стали заложниками Ватикана вплоть до 1929 года и, соответственно, уже не могло быть и речи о посещении каких-то дворцов.

В следующем зале можно увидеть гигантский шпалер XVII века итальянской мануфактуры, на котором изображена Королева Артемисия, проверяющая проект гробницы своего мужа Мавсола: 

Кстати, именно это пышное захоронение Мавсола стало впоследствии нарицательным словом, используемым в отношении многих гробниц. Например, мавзолей Октавиана или мавзолей Адриана, которые находятся в Риме. Или если хотите, мавзолей Ленина в Москве.

Желтый зал получил свое название из-за оттенков желтоватого цвета стен и пола:

Здесь можно увидеть очень красивые веера:


Далее проходим в Зал капеллы:

В нем можно полюбоваться араццо из той же серии про Артемисию:

Шикарные полы из разноцветного мрамора:

Мне в этом зале очень нравится картина Пьетро да Кортона, это один из трех титанов римского барокко наряду с Джан Лоренцо Бернини и Францеско Борромини:

На этой картине (на фотографии она в центре) изображен Иисус Христос и воскрешение некоторых представителей семьи Колонна.

Два шедевра художника Гверчино:

А еще обратите внимание на шикарную люстру, сделанную из Муранского стекла в XVIII веке:

Из этого зала можно заглянуть в небольшую семейную часовню, от которой зал и получил свое название. Фотография часовни у меня получилась смазанная, поэтому не буду ее вам показывать.

Также заслуживает внимания зал примитивистов, там можно увидеть настоящие шедевры:

Украшает этот зал еще один огромный шпалер начала XVII века парижской мануфактуры. Он был отреставрирован в Королевской мануфактуре в Брюсселе в 2011 – 2012 годах, и сегодня вы получите настоящее удовольствие, созерцая это чудо.

Последний зал называется Зал dei ricami (вышивки), так как его стены украшают ценнейшие расшитые золотыми и шелковыми нитями «обои» XVII века: 

На расположенном в центре балдахине можно увидеть геральдические символы Колонна и Памфили (еще один древний знатный род) в память о браке между Филиппом II Колонна и Олимпией Памфили в 1697 году:

Кстати, Филипп II Колонна был сыном Лоренцо Онофрио Колонна и Марии Манчини, одной из семи племянниц - мазаринеток известного по романам Александра Дюма кардинала Мазарини.

Прекрасная Мария Манчини:

Она была фавориткой и первой любовью французского короля Людовика XIV. Но как поется в песне: 

«Все могут короли, все могут короли!
И судьбы всей земли вершат они порой,
Но, что ни говори, жениться по любви
Не может ни один, ни один король!»

«И под венец Луи пошел совсем с другой…» - с испанской инфантой Марией Терезией, а Мария Манчини вышла замуж за Лоренцо Онофрио Колонна. Правда, брак был не по любви, супруги друг другу изменяли, что впрочем, не помешало им родить троих сыновей. А умерла Мария Манчини в один год со своей самой большой любовью — королём Людовиком XIV. Какое странное совпадение!

Прощаясь с галерей Колонна, не забудьте обратить внимание на маленький вестибюль с зеркалами и на женский туалет, а точнее на его дверь, она потрясающая!

За отдельную плату можно посетить апартаменты принцессы Изабеллы и сады. Я там уже побывала, расскажу об этом в следующей статье, так как эта уже слишком длинная и скоро будет совсем нечитабельной. Продолжение следует…

Где находится Галерея Колонна?

По адресу: Via della Pilota, 17. Это рядом с площадью Венеции, где огромный белый памятник в честь короля Виктора Эммануила II.

Часы работы: суббота с 09:00 до 14:00, кассы закрываются в 13:15.

Стоимость входного билета: 15 евро. В течение трех месяцев со дня покупки билета можно посетить апартаменты принцессы Изабеллы и сады, доплатив 15 евро. Или вы можете сразу купить билет за 30 евро и посетить основную галерею, о которой я рассказала, апартаменты Изабеллы и сады.

Но, честно говоря, за один раз это будет много, поэтому решайте сами. Я все это осматривала и изучала в два захода.

Если вы хотите посетить дворец Колонна не в субботу, а в другой день или, может быть, отпраздновать там свадьбу, день рождения или иное важное событие в вашей жизни, обращайтесь! Обещаю договориться с принцем Просперо о таком мероприятии.

А вы были в Галерее Колонна или еще только мечтаете туда попасть? Своими впечатлениями и вопросами можете делиться в комментариях.

С наилучшими пожеланиями! До связи! Марина в Риме